Для того, чтобы приобщить ребенка к прекрасному миру искусств, надо вводить его в мир радостных и волнующих переживаний. Основой искусства является художественно-образное отражение окружающего мира. В.Г.Белинский называл искусство «мышлением в образах». Но каждый вид искусства имеет свои специфические средства воплощения: в литературе - слово, в живописи – краски, в музыке - звуки. Однако есть общее у всех видов искусств - это способность вызывать душевный отклик и эмоциональное сопереживание и давать толчок для развития творческого воображения и деятельности. Восприятие произведений искусств, первые их оценки, а также попытки исполнять и импровизировать, возникают уже в дошкольном детстве. Основная задача перед педагогами-дошкольниками – создать для детей атмосферу эмоциональной захваченности и широкой базы для развития художественно - творческой деятельности. Однако разные виды художественной деятельности в процессе воспитания развиваются неодинаково. Еще в сороковых годах известный психолог В. Теплов указывал на односторонность в подходе к трем основным видам художественной деятельности: восприятию, исполнительству, творчеству. В изобразительной практике учат детей рисовать, но почти не развивается восприятие, то в литературной, наоборот, все внимание уделяется процессу восприятия, а    в музыке обучают исполнительским навыкам , но мало уделяется внимания импровизации. Такая тенденция сохраняет свое значение и сегодня, хотя предпринимались попытки к изменению программы ДОУ, а федеральными государственными требованиями  к образовательным программам  ДОУ было введено комплексное тематическое планирование, но о положительных результатах в гармоничном сочетании изобразительной, литературной и музыкальной практике детей говорить не приходится. В дошкольном детстве идет накопление опыта восприятия произведений искусства, приобщение к первоначальным исполнительским навыкам, на этой основе и развертывается художественное творчество, и хотя сроки становления различных видов деятельности относительно неравномерны, все таки это не означает, что предпосылки к видам художественно - творческой деятельности не могут возникнуть уже в дошкольном детстве. Так как же развивать творчество у детей во всех видах искусства через восприятие окружающего мира. Это один из интереснейших вопросов педагогической деятельности. Опытный педагог знает, что творческая деятельность проходит успешно лишь в условиях эмоциональной приподнятости, которая не снижается сознательными действиями. Это эмоциональные переживания, которые испытывают ребята, обычно именуется вдохновением и выражается у детей в форме особого эмоционального подъема. Дети способны успешно и самозабвенно заниматься доступными им видами творчества. Состояние эмоциональной увлеченности напоминает в своих зачаточных формах вдохновение зрелого художника. Систематическое обогащение эстетического воспитания детей, развитие наблюдательности, умение видеть и понимать содержание  наблюдаемого, переживать его, а также умение увидеть форму, величину, цвет, конструкцию и т.д., т.е. изобразительные признаки - вот что является, основой на которой  строится творческая деятельность ребенка. В данном случае говорится об использовании изобразительного искусства в целях формирования творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Через искусство познается действительность и посредством художественных образов мы получаем многообразные и многоплановые впечатления  и   знания, которые обогащают человека. Эстетическое воздействие на детей могут оказывать такие произведения, выразительные средства которых доступны их восприятию, такие  произведения обогащают замыслы детей, содействуют развитию умения видеть образно. В развитии творчества в музыкальной деятельности детей есть некоторые сложности. Специфичность музыкального образа, отсутствие зрительно - конкретной основы, опосредованные связи с жизненным образами, заставляют предположить, что творческие проявления в области музыкальной деятельности довольно длительное время будут оставаться на уровне предпосылок. Одной из предпосылок является совершенствование восприятия музыки детьми и образующиеся на его основе музыкальных представлений. Разнообразные музыкальные впечатления являются тем источником, которым пользуется ребенок  впоследствии при создании им образа в различных видах музыкальной деятельности. Основой является формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Эмоциональность лежит в основе музыкально - образного    воплощения в музыкально - творческих проявлениях детей, поэтому важно, чтобы ребенок воспринимал эмоциональное содержание и чувствовал доступные ему средства музыкального искусства: интонационную выразительность, выразительность мелодий, характерный ритм, динамические и темповые изменения, все то, что в общем комплексе создает развитие музыкального образа.           

           Как же объединить различные виды  искусств так, чтобы развивать у дошкольников творческое воображение, эстетический вкус? Все виды искусств прекрасно сочетаются и дополняют друг друга в  проводимых в нашем детском саду музыкальных гостиных. В некоторых гостиных используются элементы из интегрированной деятельности, а также современные технические средства, что позволяет детям воспринимать музыкальные и литературные произведения более образно. Например, чтение стихотворения И. Бунина  «Листопад» сопровождается показом картин известных русских художников на фоне тихо звучащей музыки русского композитора П.И.Чайковского «Осенняя песнь». Дети получают необыкновенное эмоциональное впечатление, которое вдохновенно передают в своих рисунках и в коллективных работах. В музыкальных гостиных есть место и импровизации: дети изображают улетающих птиц, танец осенних листьев и т.д. Такая форма проведений мероприятий с детьми включает в себя основные виды искусств, которые переплетаются уводя за собой детей в прекрасный мир, где ребята получают настоящее эстетическое духовное наслаждение.                                                                                                                                                           

Опубликовала музыкальный руководитель Смалева М.С.